?

Log in

No account? Create an account
Конец родового гнезда Мосгортранса - Наземный транспорт [entries|archive|friends|userinfo]
Наземный транспорт

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Конец родового гнезда Мосгортранса [Feb. 7th, 2007|12:50 pm]
Наземный транспорт

nazemka

[salome_lou]
[Tags|, ]

Старейшее депо Москвы, где когда-то поступил в кондукторы Константин Паустовский, занимает слишком дорогую землю. Это решило его судьбу

Миусский троллейбусный парк скоро уберут из центра. Жильцов окрестных домов и транспортников предупредили об этом в конце прошлого года. Парк N4 между тем совсем не простой - это наследник первого в городе коночного депо. Перевод парка означает, что с лица столицы исчезнет старейшее предприятие общественного транспорта.

Когда-то здесь торговали строевым лесом и дровами, оттого и название - Лесная улица. Она проходила по краю огромной Миусской-Лесной площади, на которой стояли многочисленные дровяные склады. В 1874 году здесь построили парк городских конно-железных дорог, а чуть позже огромную площадь почти целиком застроили.

Близость к самым роскошным районам города определяет неспокойную судьбу Лесной. В периоды экономического процветания Первопрестольной земельные участки здесь ценятся на вес золота и на торгах не задерживаются. Так было и сто лет назад, во времена московского архитектурного бума, так есть и сейчас, во времена бума строительного. В 2006 году, например, поменял владельцев участок в начале улицы, застроенный зданиями конца позапрошлого столетия. Несмотря на то, что этот квартал был неплохо отреставрирован десять лет назад, старую застройку снесли, и на ее месте уже стоит гигантский стеклянно-полосатый кубик бизнес-центра.


История в кирпиче и рельсах

Выбор места для закладки парка конно-железных дорог был продиктован близостью к Смоленскому вокзалу: первая линия конки, которую построили как временную для подвоза гостей Политехнической выставки 1872 года, прошла как раз от Тверской заставы к нынешней площади Революции. После окончания выставки новый вид транспорта настолько полюбился москвичам, что закрывать временную линию не стали, а к 1874 году наметили новые маршруты и построили Миусский парк-депо.

Корпуса парка возведены в основном с 1903-го по 1908 год: тогда городские железные дороги переводили с конной на электрическую тягу и заодно коренным образом перестроили депо. Металлические ажурные перекрытия основных производственных корпусов депо - работы уже тогда знаменитого Владимира Шухова.

До 1955 года парк был трамвайным, затем в 1957-м, с исчезновением рельсовых линий по Садовому кольцу, его перевели в троллейбусные. О предыдущем профиле парка напоминает линия 7-го и 19-го трамваев по Лесной улице - также старейшая из московских электрифицированных линий. В качестве служебной она была открыта в 1899 году, а в 1904-м линию "повысили" до звания пассажирской.

Именно в Миусском трамвайном парке работал, пожалуй, самый известный из русских кондукторов и вагоновожатых - Константин Паустовский. Поступив в штат парка вожатым в 1912 году, он позднее был переведен в кондукторы, а затем после одного забавного казуса с городским головой - в вожатые санитарных поездов: как раз тогда началась Первая мировая. Трамвайный этап своей биографии писатель отразил в "Рассказах из моей жизни".

Быть ли парку?

Собрание жильцов близлежащих к парку домов проводилось 15 ноября 2006 года; на нем выступали представители муниципальных властей, архитектурных мастерских - авторов реконструкции, а также приглашенные жильцы. На собрании были заявлены планы вывода троллейбусного парка с Лесной улицы в новое помещение, которое будет построено на Алтуфьевском шоссе.

Чувства жителей Лесной улицы в этом случае можно назвать двойственными. Лариса, одна из наиболее активных жительниц соседнего здания, признается, что многие желали бы скорейшего вывода троллейбусного парка из их района. Главная причина - парковка троллейбусов по всем близлежащим улицам и переулкам. В темное время суток ходить в этом районе просто-напросто небезопасно. "Мало ли кто выскочит из-за троллейбуса", - побаиваются жительницы Лесной. Кстати, транспортники расставляют троллейбусы по всему району не от хорошей жизни. Еще не так давно у парка имелся вполне цивилизованный отстойник, но теперь на его месте возвышается новенькая гостиница.

Есть и другая напасть: водители троллейбусов после смены "употребляют для сугрева" в ближайших подворотнях. Говорят, раньше промерзшие мужики стояли и в подъездах - пока везде не поставили домофоны и кодовые замки.

В 4-м троллейбусном парке сейчас базируются маршруты Б, Бк, 3, 5, 10, 10к, 29, 30, 35, 42. Конечно, от Алтуфьева до Садового кольца - места работы "Букашки" - путь неблизкий. Поэтому центральные московские троллейбусные маршруты, скорее всего, заново перераспределят между парками. Подобные перетасовки обычно означают увеличенные интервалы для пассажиров и большие неудобства для транспортников. Но "Мосгортранс" как организация в известной мере "подневольная" вслух возражать не спешит.

Что взамен?

Так или иначе, вопрос о переводе Миусского парка - дело решенное. Но с освободившейся территорией можно обойтись по-разному. В рамках предложенного проекта планируется сохранить несколько корпусов, выходящих на Лесную улицу, и крупное здание в Миусском переулке. Однако в них разместится торговый комплекс, и от первоначального облика зданий может остаться довольно мало. Остальные постройки собираются снести. Их место займут жилые дома. Сроки пока неблизкие - конкурс инвесторов пройдет в 2008 году, а завершить реконструкцию планируют в 2012-м.

Распоряжением правительства Москвы от 2004 года управляющей компанией по выводу из центра города всех объектов "Мосгортранса" назначена не слишком известная строительная фирма - ООО "ЭПСИ+". В рамках этого распоряжения в 2006 году уже снесли интересный и с архитектурной, и с исторической точки зрения комплекс 5-го троллейбусного парка, бывшее Уваровское коночное депо. Теперь троллейбусы мокнут под открытым небом возле Лужников и ждут перевода в Ваганьково, на место Краснопресненского трамвайного депо, в 2002 году выведенного в Строгино.

С другой стороны, на месте 5-го троллейбусного парка сейчас строится не только жилищно-деловой комплекс, но и Музей ретроавтомобилей. Почему бы на территории Миусского депо не разместить вместо очередного торгового центра Музей городского пассажирского транспорта? У музея уникальная коллекция, которую негде выставить. А здесь есть и готовые мастерские для ремонта, и контактная сеть для троллейбусов, и даже трамвайные пути на Лесной улице. Да и ездить на экскурсии в такой музей будет куда ближе, чем в Строгино, где планируется построить новый музейный комплекс. Жильцы окрестных домов соседству с музеем были бы только рады. К тому же можно было бы сохранить старинное здание. Но в подобное развитие ситуации в "Мосгортрансе" верят слабо - слишком уж дорогая земля в столице.

(с)Никита Аронов, Антон Размахнин. "Московские Новости", №4 за 2007год.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: e_w_genij
2007-02-07 12:28 pm (UTC)
В общем, в Москве мы видим то же, что и в Питере - закрытие трамтроллпарков и снос памятников промышленной архитектуры в угоду богатым инвесторам.
Странно только, что в Москве это сделают позже.

"ДОРОГАЯ моя столица, ЗОЛОТАЯ ты МНЕ Москва..."

Что имеем - не храним, потерявши - плачем...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: starogitnosti
2007-02-07 08:14 pm (UTC)
Да ладно - позже... Раньше! Попытки были еще в 90-е, а выведение началось с самого начала 2000-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: petru44a
2007-02-07 05:32 pm (UTC)
родился и живу рядом... ну кк рядом, в пяти минутах ходьбы, в рхту учился, на миусы гулять всегда ходил, в депо работал прадет моих хороших знакомых... и забастовка там была в пятом году и царские пушки стоя у валаамского подворья бомбили депо, даже к нам в училище попал снаряд...

хорошо если действительно устроят там музей, но в это не верится, сделают такой-же дебильный куб как капиталгруп на белорусской... а то что троллейбусам тесно в м-ве с дельцами вершащими свои делишки в центре это и так понятно и то что чужие миллионы явно весят больше чем какая-то там история городского транспорта это тоже ясно:(((( грусно... нужно будет пойти с фотиком пофотать депо, пока не разбомбили всё...

спасибо за интересную историю
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_w_genij
2007-02-07 08:24 pm (UTC)
Если оно доживёт до 25.02.2007 - я с тобой.
Просто 10...11 и 17...18 буду не в Москве...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: starogitnosti
2007-02-09 10:19 am (UTC)
Оно доживет как минимум до 2010, так что успеете;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e_w_genij
2007-02-09 10:54 am (UTC)
Эт радует =)
Но хотелось бы туда сходить с компанией =)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: petru44a
2007-02-13 06:42 pm (UTC)
ок, будешь готов отзовись в аське 313089062, даже если я анвиз всеравно пиши, я потом погляжу...и состучусь
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e_w_genij
2007-02-20 09:39 pm (UTC)
Итак, предлагаю в воскресенье 25.02.2007 следующую культурную программу:
с утра пойти в указанное тролль-депо на Лесной и, по возможности, уфоткать его;
после этого устроить трамвайно-троллейбусные покатушки =)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salome_lou
2007-02-08 10:26 am (UTC)
Торговый центр будет. И парковка платная.
Фотки выложите? А то я временно без объектива =(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: petru44a
2007-02-13 06:36 pm (UTC)
конечно, вот только надо выползти! все выхи занятые:(((
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: allegrozozas
2007-02-15 10:46 am (UTC)
Интересно, а в связи с тем, что парк собираются разместить на Алтуфьевском шоссе, будут ли в этом районе, кроме существующего 73 маршрута, проложены новые?..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_w_genij
2007-02-20 09:37 pm (UTC)
Итак, предлагаю в воскресенье следующую культурную программу:
с утра пойти в указанное тролль-депо на Лесной и, по возможности, уфоткать его;
после этого устроить трамвайно-троллейбусные покатушки =)
(Reply) (Thread)